Версия для слабовидящих

Дорогам Сахалина – безопасность

20 августа 2018

С участниками круглого стола – представителями общественных и иных организаций, предпринимательского сообщества, активными гражданами встретился заместитель начальника управления ГИБДД УМВД РФ по Сахалинской области полковник полиции Андрей Пилюгин. В работе круглого стола также участвовали представители органов исполнительной власти и общественных движений за безопасность на дорогах.

Ведущий круглого стола, председатель Делового дискуссионного Клуба-2020 Игорь Андреев напомнил, что Президент Владимир Путин в Послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года говорил: «Мы серьёзно обновили федеральные автомобильные трассы. Теперь предстоит привести в порядок региональные и местные дороги. Состояние дорог должно быть постоянно в центре внимания руководителей регионов. Нужно наращивать качество и объёмы дорожного строительства». Одновременно глава государства подчёркивал: «Наша важнейшая задача – повысить безопасность на дорогах. До минимума снизить смертность в результате ДТП». СМИ отмечают, если в 2011 году число погибших в России на сто тысяч человек было 13.5, то в 2017 году – 10.1. Поставлена задача сократить число погибших в ДТП к 2024 году до четырёх на сто тысяч человек. Между тем в наши дни ежедневно сообщаются тревожные ДТП как на дорогах страны, так и Сахалина.      

Андрей Пилюгин обратил внимание, что по российскому законодательству безопасность дорожного движения – это состояние данного процесса, отражающего степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и их последствий. Ущерб от ДТП превышает ущерб от всех иных транспортных происшествий вместе взятых. Дорожные происшествия являются самой опасной угрозой здоровью и жизни людей во всём мире.

Проблема усугубляется и тем, что пострадавшие в авариях, как правило, молодые и здоровые (до аварии) люди. В России за последние десять лет наблюдается снижение числа погибших в ДТП: в 2007 году – 33.308 и в 2017 году – 19.088 человек. Анализ показывает, что не каждое ДТП является «неизбежной случайностью»: по статистике около пяти процентов летальных ДТП – выявленные самоубийства, а некоторые (меньшее) количество ДТП – убийствами. За многие ДТП ответственны участники дорожного движения, поэтому сейчас практически не используется формулировка «несчастный случай на дороге», «снимающая» ответственность с участников ДТП.  

Самая частая причина аварий – это нарушение водителями правил дорожного движения (ПДД). Каждый пятый погибший в 2017 году лишился жизни по вине пьяных водителей. Пока решению этой проблемы не способствуют ни высокие штрафы, ни сотни камер на улицах, ни жёсткие меры воздействия вплоть до уголовного преследования. По мнению экспертов, негативное поведение простых автомобилистов во многом формирует дорожная элита, что приводит к росту аварийности и смертности на дорогах.

Порой простой водитель не видит, «кто сидит за рулём – прокурор или судья», он видит, что одному можно нарушать правила, а другому нельзя. В науке даже есть понятие: «позитивная дорожная коалиция» и «негативная дорожная коалиция». В России, да и во многих странах мира, к сожалению, мы пока говорим о «негативной коалиции». Есть понятие «транспортного поведения», которое в последние годы изменилось в лучшую сторону. По мере роста количества транспортных средств население учится уживаться с ними. По итогам семи месяцев текущего года по перечню нарушений ПДД и ДТП, в том числе с тяжёлыми последствиями, по сравнению с тем же периодом 2017 года в Сахалинской области наблюдается снижающая тенденция. 

Предприниматель Александр Кузнецов обратил внимание, что депутаты Госдумы предложили более гибкими наказания за выход на встречную полосу, в частности предлагается исключить из списка санкций такую меру воздействия, как лишение водительского удостоверения за первое подобное нарушение. Пока же лишение прав, согласно КоАП, светит у нас за любой выезд на встречную полосу. При этом предусмотрен и штраф, его размере пять тысяч рублей. Депутаты предлагают за первый в течение года выезд на полосу встречного движения оставить указанный штраф, но убрать из кодекса упоминание о лишении прав.  Они же предлагают пересмотреть и подходы к лишению прав за повторный выезд на встречу. Мнения на этот счёт разные, в том числе нельзя не учитывать менталитет наших водителей, которые вполне могут расценить послабления как «разрешение идти тут и там в лобовую атаку».

Вице-президент Сахалинского фонда культуры Валерий Белоносов сослался на мнение, что «смартфон поможет при аварии», имея ввиду, что в стране заработало мобильное приложение «для оформления европротокола». Новая программа для мобильных телефонов и планшетов называется «ДТП. Европротокол», которую бесплатно можно скачать в App Store или в Google Play. При регистрации в системе нужно указать данные автомобиля, а также номер полиса ОСАГО. Тогда в случае ДТП не нужно будет суетиться, работающее приложение позволит не просто зафиксировать происшествие, а отправить данные в страховку, компанию, чтобы в итоге получить причитающиеся выплаты. С 1 июля этого года в стране увеличились лимиты возмещения ущерба при ДТП по европротоколу – с 50 до 100 тысяч рублей. Хорошо бы знать, как это новшество сработало у нас в регионе. 

Предприниматель Александр Клетченко затронул «болезненный вопрос для жителей своего микрорайона» в части обустройства пешеходного перехода на улице Горького, 23 областного центра. В этом месте, при активном движении автомобилей и общественного транспорта, для пешеходов не созданы в должной мере безопасные подходы и обустройство необходимого перехода. Ему, как руководителю одного из многих организаций, офисы которых расположены в указанном доме, приходится выслушивать уже в течение ряда лет обращения по решению данной «пешеходной проблемы». Однако, его многочисленные письменные обращения «в различные инстанции и учреждения пока не нашли желаемого решения».   

Член Общественной палаты Сахалинской области Ольга Викулова сказала о соблюдении интересов пешеходов, есть места, где может возникнуть конфликт интересов автомобилистов и пешеходов. Поэтому регионам рекомендуют обязательно продумывать альтернативные варианты объезда таких территорий автомобилистами. На улицах, где одновременно ходят пешеходы и ездят машины, рекомендуется ограничить скорость движения автотранспорта 20 километрами в час, как на дворовых территориях. В спальных районах пешеходы передвигаются между домами, где небольшие по площади пространства. Они позволяют ощутимо сократить путь, но зачастую небезопасны. Муниципалитетам предложено оборудовать их освещением и видеокамерами. Примеры западных городов показывают, что в промежутках между домами (особенно малоэтажными) могут быть организованы игровые зоны, небольшие променады или изолированные от шума места отдыха для местных жителей.

Директор ООО «Новые технологии» Виктор Аверин напомнил, что по признанию Всемирной организация здравоохранения (ВОЗ), правила дорожного движения в России написаны так, чтобы обеспечить практически идеальную безопасность дорожного движения. Исключением стал лишь вопрос допустимого содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе: в России он составляет 0,03 промилле для всех водителей. По мнению ВОЗ, для молодых водителей со стажем вождение менее двух лет порог не должен превышать 0,02 промилле. Отмечается, что смертность на дорогах также снижается во многом благодаря развитию медицины катастроф. Быстрее реагируют не только экстренные службы – произошла целая революция в области мобильной связи. Всего двадцать лет назад вызвать помощь на региональных трассах без участия других водителей было невозможно, а теперь количество сим-карт превышает количество населения страны. Оперативному реагированию также способствует оборудование большого количества транспорта, прежде всего автобусов и грузовиков, системой экстренного вызова помощи ЭРА-ГЛОНАСС. Всё это характерно и для Сахалинской области.

Ветеран труда Юрий Ракитин затронул проблему парковок. Сейчас в большинстве случаев

автовладельцы ставят машины где придётся: на обочине, на газоне, на пустыре. Не редко возле административных и деловых центров парковок либо вообще нет, либо они есть, но очень маленькие. В результате дворы близлежащих домов заставлены машинами, из-за чего страдают местные жители. Власти видят выход в создании платных двухуровневых парковок. Но ставить машины туда мало кто хочет. Видимо следует ещё на этапе планирования создания и проектирования необходимо обеспечить удобный доступ с парковок в здания, учесть вопрос безопасности дорожного движения, чтобы выезжающие машины не становились помехой для потока и не создавали угрозы для пешеходов. Причём парковки можно организовывать не только во дворах, но и на самой проезжей части местного значения, конечно при условии, что там сможет проехать пожарная техника, а не только легковой автомобиль.

Представитель СРО «Молодая Гвардия Единой России» Максим Немец сказал, что в стране большое внимание уделяется работе с детьми в части дорожной безопасности. В этом году исполнилось 45 лет Всесоюзному движению детей «Юные инспекторы движения» (ЮИД). Цель движения – приобщение детей к занятиям по ПДД и безопасному поведению в процессе дорожного движения. Снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма, профилактика детской безнадзорности и беспризорности, воспитание законопослушных участников дорожного движения, ориентация школьников на профессии, необходимые в органах внутренних дел. В Южно-Сахалинске более двухсот учащихся общеобразовательных школ занимаются в объединениях ЮИД. Вместе с сотрудниками ГИБДД они занимаются разъяснительной работой, принимают активное участие в проведении социальных акций, направленных на формирование культуры поведения участников дорожного движения.

Доцент Сахалинского института железнодорожного транспорта - филиала ДВГУПС Овсеп Оганесян особо отметил, что ДТП – не только разрушает судьбы конкретных людей, но и создают проблемы для государства. Водители, как правило, принадлежат к работоспособному населению, поэтому каждая такая смерть обходится дорого. По данным ГИБДД, из-за аварий на транспорте Россия ежегодно теряет до два процента ВВП. И, как сообщают СМИ, согласно стратегии безопасности дорожного движения до 2023 года через пять лет смертность на дорогах России может снова возрасти до 30-33 тысяч человек. В качестве причин названы: «неконтролируемая автомобилизация населения, старение автопарка, отсутствие действенного контроля за техническим состоянием машин и повышение среднего возраста водителей».

Директор ООО НП «ЖКХ-Сервис» Александр Суворов вернулся к вопросу о парковках и сослался на Минтранс, которое в своих рекомендациях допускает парковку на тротуаре или с частичным заездом на него. В таком случае высота бордюра должна быть меньше или равна 12 сантиметрам. Парковка не должна создавать помех пешеходам. Для автомобиля достаточно ширины в 2,5 метра, в том числе на оживлённой улице. Там пешеходам рекомендуют оставить для прохода тротуар шириной в 4,5 метра. Эти правила для парковки автомобилей параллельно проезжей части. Есть наработки по парковке авто под углом более 45 градусов к краю дороги. При этом улицы, уклон которых превышает восемь градусов, рекомендуется по возможности не включать в пешеходную зону. Кстати, все без исключения тротуары должны быть оборудованы ливневой канализацией и пригодны для комфортной прогулки в любое время года, а во время ремонта минимальная ширина дорожки для прохода должна быть равна 75 сантиметрам, а пешеходное движение от автомобильного должно быть отделено сигнальными шнурами и лентами.

Гендиректор ООО «СтройКа» Антон Жуков, недавно на автомобиле проехав из Подмосковья до Сахалина, поделился своими впечатлениями о состоянии федеральных и региональных автомагистралей и высказался в поддержку тех, кто признаёт наличие положительных сдвигов в состоянии автодорог в областном и муниципальных центрах островного региона. Системы видеофиксации позволяют определять нарушителей ПДД как на многочисленных участках федеральных и региональных автотрасс, так подобная система уже набирает эффективность и на Сахалине. Конечно, есть проблемы и недостатки с дорожными развязками и «заторами», пешеходными переходами и светофорами, автомобильными парковками и автозаправками (по качеству бензина). Но видна подвижка как в контроле и сопровождении дорожной безопасности сотрудников ГИБДД, так и в работе федеральных и региональных, да и муниципальных должных служб.    

Предприниматель Михаил Раков отметил, что технологии развиваются стремительно, и появление новых средств передвижения создаёт новые опасности. За последние пару лет гироскутеры, сигвеи и моноколеса заметно подешевели и стали доступнее. Эта техника довольно опасна в эксплуатации. Часто неопытные пользователи падают и получают травмы. Точно так же, как на роликах и скейтах. А те, кто управляет гироскутерами и моноколесами, бывает, выезжают на проезжую часть. Бывает, попадают под колеса и получают травмы. Но точно так же на проезжую часть выезжают владельцы самокатов и те же роллеры. Однако, как подтверждают в ГИБДД, в правилах чётко всё обозначено. Есть категория водителей транспортных средств - те, кто управляет техникой, мощностью более 50 л.с. и скорость которой выше 50 км/ч. Есть велосипедисты и есть пешеходы. Пешеходам запрещается выходить на проезжую часть и двигаться по ней. Велосипедистам это разрешается, если они старше 14 лет и нет велодорожек. Так вот те, кто управляет гироскутерами, сигвеями и моноколесами, - это пешеходы. И им разрешается двигаться только по тротуарам, не выезжая на проезжую часть. А за выезд на проезжую часть сотрудник ГИБДД имеет полное право их оштрафовать как пешехода на 500 рублей.

В ходе живого и заинтересованного диалога Андрею Пилюгину пришлось отвечать и комментировать многочисленные вопросы и предложения участников круглого стола. А по итогам обсуждения темы участники в своих анкетах дополнили как предложения, так и оценили деятельность сотрудников областного управления ГИБДД и его муниципальных подразделений, а также городских и муниципальных служб по содержанию дорожного хозяйства. В целом высказана уверенность в продолжении комплекса мер по обеспечению дорожной безопасности и, прежде всего, повышению культуры на дорогах как со стороны водителей автотранспортных средств, так и пешеходов.