Во встрече, состоявшейся в региональном исполкоме Партии «Единая Россия», приняли участие представители исполнительной и законодательной власти, Института леса Карельского научного центра РАН, общественных молодежных организаций, экоактивисты. Участники дискуссии обсудили предложения по системной реформе управления лесной сферой.
Одна из актуальных тем – раннее обнаружение лесных пожаров. Как отметил начальник отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах Минприроды Карелии Игорь Неруш, сегодня по всей стране действует информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров с использованием данных космических спутников. Однако для повышения эффективности этой системы необходимо провести масштабные работы по лесоустройству территорий лесфонда и оцифровке карт лесных угодий. В Карелии около половины материалов лесоустройства переведены в цифровую модель. Эту работу необходимо продолжить при поддержке федерального центра.
- Если мы создадим цифровую основу хорошего качества, то проблема раннего выявления лесных пожаров будет решена, - отметил Игорь Неруш.
Что касается такой проблемы, как выявление незаконных рубок, то здесь может помочь сопоставление данных информационной системы дистанционного мониторинга с системой ЕГАИС, в которую заносятся сведения о лесозаготовителях, договорах аренды лесных участков и так далее. Если система космического мониторинга выявит рубку на той или иной территории, то, сопоставив эту информацию с данными ЕГАИС, можно оперативно выяснить, законно ли ведутся лесозаготовки. При этом, добавил Игорь Неруш, сама система ЕГАИС, действующая несколько лет, еще требует доработки.
Специалист в целом поддержал предложение о разделении полномочий федерального государственного лесного надзора и государственной лесной охраны. Лесоохрана будет по-прежнему заниматься патрулированием лесов, выявлением нарушений лесного законодательства и оперативно реагировать в случаях чрезвычайных ситуаций. Лесной надзор, централизованный на федеральном уровне, будет выполнять функции проверок лесопользователей.
При этом, подчеркнул эксперт, необходимо решать такую проблему, как дефицит лесных инспекторов. Сегодня при штатной численности в 809 человек в лесничествах республики работают 656 инспекторов, из них почти половина пенсионного и предпенсионного возраста. При этом, если учесть, что на одного инспектора должно приходиться 8,7 тысяч га патрулируемой территории, а общая площадь земель лесфонда составляет в Карелии 14,5 млн га, республике требуется более 1600 инспекторов.
- Таким образом, нам не хватает около тысячи человек, - резюмировал Игорь Неруш.
Главными причинами, по которым в сфере лесоохраны сложился дефицит кадров, эксперт назвал низкий уровень зарплаты и социальных гарантий, в частности, трудности с жильем для молодых специалистов в районах.
Депутат Законодательного собрания Карелии Алексей Рахманов в свою очередь обратил внимание на развитие системы добровольной лесной сертификации, которая в том числе противостоит незаконным заготовкам древесины.
Сертификация подтверждает соответствие ведения лесного хозяйства на арендованном участке определенным требованиям: в сфере лесоуправления, трудовым, природоохранным и тому подобное. Сегодня все больше крупных и ответственных лесопользователей используют добровольную лесную сертификацию, которая обеспечивает конкурентные преимущества при продаже древесины и продукции лесопереработки (особенно это важно при экспорте продукции, поскольку без прохождения лесной сертификации на внешние рынки выйти практически невозможно). По мнению парламентария, важно, чтобы изменения в федеральном законодательстве учитывали уже сложившуюся позитивную практику в этой сфере.
Его коллега по карельскому парламенту Вадим Андронов со своей стороны отметил, что реформа управления лесной сферой должна быть направлена на повышение эффективности контроля за лесопользователями, совершенствование антикоррупционных механизмов в этой области, сокращения бумажного документооборота путем внедрения цифровых технологий.
По итогам дискуссии был сформулирован ряд предложений. Так, участники обсуждения высказались за то, чтобы передать полномочия по лесоустройству на федеральный уровень с дальнейшим развитием цифровой модели учета лесного хозяйства. Актуальные материалы лесоустройства помогут и лесопользователям при оформлении участков в аренду получать достоверную информацию о количественных и качественных характеристиках лесных угодий.
Еще одна инициатива касается укрепления служб лесоохраны. Участники дискуссии предлагают рассмотреть возможность предоставления служебного жилья или компенсаций за аренду жилья для лесных инспекторов, а также повышения заработной платы.
Важной участники обсуждения считают и тему усиления ответственности органов местного самоуправления за предоставление некорректных сведений в региональный сводный план тушения лесных пожаров. В первую очередь речь идет об информации, связанной с резервом пожарной техники, транспорта, противопожарного инвентаря, которыми располагают муниципальные образования.
По словам председателя Общественного совета федерального партпроекта «Чистая страна» в Карелии Константина Басалаева, сформулированные предложения будут направлены в центральный исполнительный комитет Партии «Единая Россия».