Обсудить деятельность общественников пригласили представителей министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, органов местного самоуправления, Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям, Общественной палаты Самарской области. Депутатский корпус представили единороссы Владимир Субботин и Денис Волков.
Обращаясь к участникам «круглого стола», председатель комитета Думы по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды, координатор партийного проекта «Городская среда» в Самарской области Владимир Субботин подчеркнул: «Роль общественных инспекторов в проведение экологического контроля очень значима. Это активные, неравнодушные граждане, которые осуществляют экоконтроль либо самостоятельно, либо в составе инспекции на безвозмездной основе. Ранее Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин заявлял о том, что поддерживает движение общественных инспекторов и выступает за то, чтобы расширить их полномочия».
Руководитель управления государственного экологического надзора министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Станислав Рогов в своем докладе отметил, что общественные инспекторы кроме фиксации признаков нарушения природоохранного законодательства имеют право содействовать реализации государственных программ по охране объектов животного мира и среды их обитания, а также участвовать в работе по экологическому просвещению населения. При этом основной задачей общественных инспекторов является оказание практической помощи должностным лицам, которые осуществляют государственный экологический надзор.
Еще в 2012 году в Самарской области при Общественном совете профильного министерства был создан институт внештатных общественных экологических инспекторов в целях обеспечения взаимодействия министерства с общественными объединениями, организациями, активными гражданами в части повышения эффективности государственного экологического надзора.
В 2017 году приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации был утвержден Порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, в соответствии с положениями которого территориальные органы Росприроднадзора, Рослесхоза и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный экологический надзор и федеральный государственный лесной надзор, осуществляют аттестацию кандидатов в общественные инспекторы по охране окружающей среды.
Росприроднадзор ведет и размещает на своем сайте перечень общественных инспекторов, который является общедоступным.
В настоящее время на территории Самарской области осуществляют свою деятельность 141 общественный инспектор по охране окружающей среды, аттестованный комиссией министерства. Наибольшее количество экоактивистов – в областной столице, в Тольятти и Чапаевске.
В 2023 году и в истекшем периоде 2024 года общественными инспекторами было проведено более 265 рейдов (обследований территории), около 215 профилактических бесед с родителями школьников, гражданами и юридическими лицами; организованы экологические мероприятия и акции.
Большая часть проводимого общественного контроля связана с обеспечением соблюдения требований в области обращения с отходами, ликвидацией несанкционированных свалок отходов, содержанием мест накопления твердых коммунальных отходов.
С 1 июля 2024 года вступили в силу изменения федерального законодательства, касающиеся регламентирования и оптимизации организации деятельности общественных экологических инспекторов.
Во-первых, к кандидатурам, претендующим на статус общественного инспектора теперь предъявляются более строгие требования, что способствует повышению их статуса. Так, осуществлять экологический контроль в качестве общественных инспекторов не вправе лица, имеющие судимость; признанные недееспособными; лишенные в судебном порядке специального права, права занимать должности в области охраны окружающей среды и природопользования; неоднократно привлекающиеся к административной ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды; иноагенты, а также лица, имеющие гражданство иностранного государства.
Во-вторых, законодательно закреплено, что результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды, представленные экоинспекторами в органы государственной власти, подлежат обязательному рассмотрению в более короткие сроки.
Также общественный инспектор получил право участвовать в надзорных мероприятиях без взаимодействия с юридическими лицами и право присутствовать при открытом рассмотрении дел.
В ходе заседания были озвучены практики работы с общественными инспекторами в крупных мегаполисах нашего региона – Самаре и Тольятти.
Особо был отмечен положительный опыт Автограда, где между муниципальной администрацией и общественным движением, объединившим 30 экоинспекторов, налажено тесное взаимодействие. Для эффективного и оперативного реагирования на выявленные случаи нарушения природоохранного законодательства; для оповещения об экологических акциях и мероприятиях, организованных как общественниками, так и муниципалитетом; для ознакомления с законодательными новеллами в сфере экологии имеется совместный чат-мессенджер.
Эковолонтеры в статусе общественных инспекторов высказали ряд предложений. Один из актуальных запросов – организация онлайн обучения для повышения юридических и законодательных знаний инспекторов, для повышения их квалификации.
«Муниципалитеты должны понимать, что общественный инспектор по охране окружающей среды – это не обуза, а помощник, - выразил общее мнение заместитель председателя комитета профильного парламентского комитета, координатор партийного проекта «Чистая страна» в Самарской области Денис Волков. – Необходимо способствовать созданию единой системы общественных инспекторов в нашем регионе».
Также говорилось о целесообразности рассмотрения возможных вариантов поощрения наиболее активных и результативных экоинспекторов.
Все вопросы, озвученные в ходе заседания, были взяты в работу комитета по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды. Они будут обобщены и включены в рекомендации «круглого стола».