Версия для слабовидящих

Ликвидация аварийных разливов нефти требует усовершенствования федерального законодательства

18 июня 2020

29 мая 2020 года на ТЭЦ-3 "дочки" "Норникеля" НТЭК произошла авария: из поврежденного хранилища в окружающую среду вылилось больше 20 тысяч тонн дизельного топлива.

Очередное заседание Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию под председательством Алексея Майорова открылось обсуждением вопроса о совершенствовании законодательства в сфере экологической безопасности в рамках выполнения поручения Президента России по факту данной аварии. Парламентарии уже в весеннюю сессию должны принять принципиальные изменения в природоохранное законодательство, что позволит подобные ситуации предотвратить в будущем.

"В Республике Калмыкия немало опасных производственных объектов. Это нефтяные месторождения, нефтепроводные системы, заводы и установки по переработке нефти и газового конденсата, нефтебазы, газонакопительные пункты, а также многочисленные АЗС. Все они несут потенциальную угрозу населению и окружающей среде, - говорит Алексей Майоров. - В рамках выполнения поручений Президента РФ Минприроды России подготовило поправки в Федеральный закон № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", которые устанавливают обязательные требования к организациям, которые осуществляют деятельность по разведке, переработке, транспортировке, хранению и реализации углеводородного сырья в части обязательности наличия у таких организаций планов ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. При этом четко прописано, как эти планы должны разрабатываться, что они должны в себя включать и каким образом должны реализовываться в случаях, когда подобные техногенные катастрофы происходят".

Кроме того, Минприроды предлагает ввести обязательное финансовое обеспечение для организаций, которые разрабатывают планы ликвидации аварийных разливов нефти. Для подтверждения данного финансового обеспечения предлагается три варианта: банковская гарантия, договор страхования или документ, который будет подтверждать создание эксплуатирующей организацией резервного фонда. При этом допускается создание коллективных резервных фондов для небольших компаний, чтобы эта нагрузка не была для них слишком обременительной. Устанавливаются определенные требования к составу и оснащению аварийно-спасательных служб.

"Будут также меняться положения КоАП в части увеличения верхней планки размера штрафа для юридических лиц в случае возникновения подобных ситуаций", - продолжает сенатор. Алексей Майоров поддержал инициативу Росприроднадроза о целесообразности внести в законодательство такие элементы, как экологический аудит, экологическое страхование.И добавил, что причина данной аварии, техническая:"То есть поплыли грунты, в результате чего произошла трещина в емкостях, и оттуда произошла утечка топливных ресурсов. Поэтому к словам "экологический аудит", наверное, я бы добавил технический надзор, потому что зачастую технические причины становятся потом экологическими проблемами".

Кроме того, практика показала, что на повестке дня стоит необходимость совершенствование методик расчета ущерба, прежде всего по воздуху и воде. Особенно это касается пересмотра коэффициентов в отношении северных рек.

"В ходе обсуждения мы услышали "дорожную карту", то, как планируют Минприроды совместно с Росприроднадзором действовать в данной ситуации, какие предлагают принять документы. Есть моменты дискуссионные. Поэтому надо найти здоровый компромисс, - заявил Алексей Майоров, подводя итог обсуждения. - Это задачи, которые мы можем законодательно решать вместе. Они стратегически подводят базу под создание механизма недопущения таких катастроф и аварий, в каком бы регионе России они не произошли".