Чувашская Республика

В Шумерле обсудили проблемы обязательного ЕГЭ по иностранному языку

06.12.2019

До школьных экзаменов осталось полгода, и выпускники, заканчивающие 9 и 11 класс, уже решают «пробники» и штудируют учебники. А к 2022 году Министерство просвещения Российской Федерации приготовило школьникам еще один «подарок» – с этого года перечень обязательных к сдаче предметов единого государственного экзамена должен пополниться иностранным языком. Экзамен предполагается из двух частей: устной и письменной, а выпускники могут выбирать из пяти языков: английский, немецкий, французский, испанский и китайский.

В «Единой России» изначально отнеслись к инициативе Минпросвещения России с изрядным скепсисом – не в последнюю очередь из-за того, что ведомство не сумело четко ответить на вопросы о том, как будут решаться проблемы, возникающие из-за спешного введения весьма специфического по сути, экзамена. Вопрос о целесообразности срочного введения обязательной сдачи ЕГЭ по иностранному языку «Единая Россия» поднимала ещё год назад. Но, тогда он так и не решился, а недовольство нововведением только растет. К примеру, недавно председатель авторитетного Национального родительского комитета Ирина Волынец призвала отказаться от введения обязательного ЕГЭ и ОГЭ по иностранному языку. 

В Национальном родительском комитете считают, что для сдачи обязательного экзамена по иностранному языку дети будут вынуждены тратить много времени и сил в ущерб изучению русского языка, математики, истории и других предметов, а родители будут нести дополнительные расходы на подготовку детей к ЕГЭ. 

«С учётом того, что в наших школах иностранные языки и так изучаются в обязательном порядке, считаем недопустимым введение обязательного ЕГЭ и ОГЭ. Требуем проведения широкого общественного обсуждения введения обязательного ЕГЭ и ОГЭ по иностранному языку и отмены этого нововведения», - говорится в тексте обращения НРК. 

Учитывая мнение и настроения в обществе, «Единая Россия» взялась организовать обсуждение целесообразности введения обязательного экзамена по иностранному языку по всей стране на местном уровне, а 16 декабря 2019 года, по итогам региональных встреч с педагогами, планируется уже федеральное обсуждение этой проблемы.

В Шумерле встречу с педагогами, выпускниками и их родителями провел в СОШ №1 председатель комиссии по бюджету, экономике, земельным и имущественным отношениям городского Собрания депутатов Леонид ПРОНИН. Об итогах этой встречи и о своем отношении к введению обязательного единого государственного экзамена по иностранному языку он рассказал нашему сайту.

 - Как Министерство просвещения Российской Федерации объясняет необходимость введения обязательного единого государственного экзамена по иностранному языку?

- Если говорить начистоту, сегодня иностранный язык сдают всего около 15 процентов выпускников. Это данные самого Минпросвещения. При этом в ведомстве заявляют, что знание иностранного языка - это крайне важный и востребованный навык на рынке труда. Мол, он необходим и в рабочих профессиях, и в профессиях, требующих высшего образования. Раз знание нужно, то, разумеется, как вполне - на первый взгляд - логично утверждают в министерстве, важно обеспечить как возможность его качественного изучения, так и организовать процесс контроля знаний. По крайней мере, именно такой логикой оперирует российское Минпросвещения, отстаивая необходимость введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку.

 - Но, разве это не так? Все говорят, что учить иностранный язык нужно. А раз учишь, то и контроль знаний необходим.

- Во-первых, из того, что я сам вижу и слышу, обоснование необходимости изучения иностранного языка, по сути, сводится к тезису, что специалисты со знанием нескольких языков, могут черпать информацию из первоисточника и у них больше возможностей для саморазвития. Это из объективных доводов. Из более субъективных доводов – стандартные заявления вроде того, что «знание иностранного языка – всегда в плюс». Во-вторых, из полезности или нужности изучения иностранных языков для будущей карьеры ученика вовсе не следует автоматически необходимость обязательного госэкзамена по этому предмету. «Контролировать знания» как таковые, можно множеством иных методов, не портя детям общий балл по ЕГЭ предметом, который, вполне возможно, им в дальнейшем и вовсе не пригодится. Но внятно объяснить, зачем при этом непременно нужен обязательный государственный экзамен для всех выпускников, Минпросвещения почему-то не может или не хочет.

 - Хорошо, но с тезисом о саморазвитии Вы согласны?

- Разумеется, согласен. С тем, что знание иностранного языка может очень пригодиться в жизни, никто не спорит. В том числе, учителя, родители, даже школьники, с которыми мы как раз обсуждали эту проблему. В конце концов, зачастую мы, взрослые и состоявшиеся люди, учим тот же английский, потому что эти знания дают дополнительные возможности. Я и сам работаю над тем, чтобы улучшить свои знания. Но взрослым тяжелее, у детей более пластичный ум, им легче учить языки.

- А в чем тогда проблема? Чем недовольны люди?

- В первую очередь тем, что дополнительные возможности для изучения иностранных языков – это одно, а вот обязательный государственный экзамен – другое. Если учитывать тот факт, что вузы потихоньку повышают требования к минимально обязательным баллам для поступления и нагрузка на выпускника исподволь, но заметно растет, дополнение в виде еще и экзамена по иностранному языку усложнит жизнь школьникам весьма заметно. Причем, обязательный экзамен по иностранному языку – не единственная подобная инициатива министра Ольги Васильевой. По идее, уже в 2020 году вся страна должна была в обязательном порядке сдавать не только русский язык и математику, но обязательным предметом для выпускников должна была стать еще и история. С этим у Минпросвещения не получилось, но идея не отвергнута, а всего лишь отложена.

Родители и школьники недовольны новым обязательным ЕГЭ в принципе. Не обязательно, чтобы это был именно иностранный язык. Проблема дополнительного обязательного экзамена в том, что ребенок, покидая стены школы, как правило, продолжает обучение в учреждениях профессионального или высшего образования. Но эти учебные заведения имеют свой взгляд на то, какие предметы являются для них профильными. К примеру, если русский язык, так или иначе, входит в требования любого российского вуза, то иностранный язык – совсем наоборот. Это, по сути, экзамен, который ученики будут вынуждены сдавать «для себя», отрывая время от необходимых для поступления в вуз предметов. Что, наверное, не совсем правильно.

Кроме того, понятие «иностранный язык» - весьма неоднозначно. Напомню, там пока пять языков в списке: английский, немецкий, испанский, французский, китайский. В массе в российских школах преподается английский язык. Но есть школы, где профильный – немецкий или иной язык. С английским языком понятно – язык международного общения, в вузе он обязательно будет преподаваться и, скорее всего, неплохо. А французский? Немецкий? Школьники, с которыми я общался, беспокоятся, что в вузе им придется переучиваться, переходить с немецкого на английский, например.

- А как же конкуренция на рынке труда и мысль о том, что у выпускников, знающих иностранные языки, в будущем будет фора?

Для начала, давайте не будем забывать, что учить иностранные языки детям и сейчас никто не мешает. Кто хочет, кто понимает полезность и перспективность этого – учит сам. Кого-то без всякого обязательного госэкзамена подгоняют родители. И шумерлинские школьники и тем более их родители на круглом столе в один голос говорили, что они обеими руками «за» повышение качества обучения иностранному языку, но не понимают, почему иностранный язык не может оставаться экзаменом по выбору. Или, скажем, почему нельзя использовать опыт внедрения ГТО? Несдача нормативов ничем не грозит, но зато успешная сдача приносит в копилку выпускника дополнительные баллы, которые могут оказаться решающими при поступлении в вуз.

- А технически наши школы готовы к переходу на обязательный ЕГЭ по иностранному языку?

Полагаю, что такие школы есть. Россия – большая страна. Но, насколько я знаю, чтобы обеспечить соответствующей техникой школы в одной только Чувашии - причем по самой «нижней планке» - в бюджете республики нужно предусмотреть, не менее 6 миллионов рублей. Которых, естественно, там пока на эти цели не выделено. Впрочем, как и в бюджетах остальных субъектов Федерации.

Для запуска обязательного единого государственного экзамена по иностранному языку, нашим школам необходимо приобрести или хотя бы обновить соответствующую компьютерную и оргтехнику, специализированные аппаратные наборы для лингафонных кабинетов и т.д.

Несмотря на все заявления чиновников Минпросвещения России о том, что к 2022 году изменятся профстандарты преподавателей этой дисциплины, школы получат новую технику и т.п., сложно поверить, что за оставшееся время удастся разрешить все проблемы, включая проблему дефицита кадров в отрасли.

- И каков был итог обсуждений? Что в сухом остатке?

Нет сомнений, что действующая система обучения иностранным языкам явно нуждается в изменениях. На этом сходятся все. Мы продолжим искать варианты, которые устроят родителей и педагогов. Возможно, нужно увеличивать количество часов иностранного языка, да и само обучение иностранным языкам сделать доступным и интересным для тех, кто не планирует прямо связывать свою жизнь с иностранным языком.

Пока будем, скорее всего, предлагать, как минимум отложить введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку. Ведь надо учесть, что даже если упомянутый выше комплекс мероприятий по подготовке действительно удастся выполнить, выпускники 2022 или 2023 года вынуждены будут сдавать обязательный ЕГЭ по иностранному языку, рассчитанный на новые стандарты обучения, опираясь на те знания, которые они получили на уроках, никакого обязательного экзамена не предусматривающих. Считаю, что это недопустимо. 

Фото

Другие новости региона

22 января 2020
Чувашская Республика