Пермский край

В Чайковском театре драмы и комедии прошли премьеры в рамках проекта «Культуры малой Родины»

12.12.2019
В Чайковском муниципальном театре драмы и комедии в начале декабря прошел показ премьерных спектаклей по литературной классике «Муха-Цокотуха» Корнея Чуковского и «Маленькие трагедии» Александра Пушкина, поставленных в рамках проекта «Культура малой Родины» партии «Единая Россия» - об этом сообщает permnew.ru

«Маленькие трагедии» Пушкина на сцене Чайковского театра драмы и комедии в постановке О. Хапова реализуют в определенной степени традиционный, но не менее трудный путь - возвыситься до Пушкина. Пространство сцены художником В. Пономаревым выстроено пунктирно - в виде металлических трансформируемых кресел, некоего трона, огромных ворот - все украшено витыми узорами, отсылающими в эпоху барокко. Тут же обыкновенные деревянные ящики из дня сегодняшнего. Мы видим контрасты фактурного изящества и грубости, внешней утонченности и внутренней жесткости, холодности и благородства предметного мира. Художник нашел убедительный способ выражения драматической напряженности обстоятельств. Режиссер усилил ее, закольцевав начало и конец спектакля пушкинской «Сценой из Фауста». В начале спектакля Мефистофель с дирижерской палочкой в руках открывает ворота и впускает нас в «чертово пространство», где под энергичную оркестровую мелодию (музыкальное оформление В. Яснова) группа молодых людей ожесточенно танцует-скачет, как на дискотеке. Скучающий Фауст - С. Пантющев, всматриваясь в зрительный зал, видит там «мерзавцев сотни три» и просит Мефистофиля их утопить...

В этом спектакле есть желание сохранить смысл художественного слова, раскрыть неоднозначность и противоречивость характеров, психологический мир страстей, и все это в условиях мгновенности перемены участи человека: «предполагаем жить, и глядь - как раз - умрём...» (Пушкин: «Пора, мой друг, пора...).

Не все равноценно из увиденного, но есть то, что запоминается - в психологическом рисунке образа, интонационном строе речи, выразительном жесте и умении держать паузу. Мы отмечаем для себя благородство молодого рыцаря Альбера - Г. Белкина, который при всей обиде на Барона, резко отрицательно реагирует на предложение отравить отца. Видим разные стороны души Барона в проживании этой роли засл. артистом В. Костоусовым: вот он только что дрожал от восторга владения деньгами, и вдруг в сцене с Герцогом предстал совсем другим человеком, с осознанным достоинством того, что «рыцарь я»: «Еще достанет силы старый меч / За вас рукой дрожащей обнажить». Запомнился Герцог как мудрый правитель в исполнении А. Палкина, который показал его как человека, умеющего думать здесь и сейчас.

В «Каменном госте» отлично сделаны фехтовальные сцены, подчеркивающие будничность убийств и привычность порока. Святотатство Дон Гуана по сюжетным меркам пьесы зашкаливает все нравственные нормы: он соблазняет донну Анну на могиле убитого им мужа. Но этому явлению в спектакле не был найден адекватный театральный образ, и энергетика воздействия на зрителя упала.

На подъеме прошел «Пир во время чумы». Проникновенная интонация песенки Мэри - М. Картазаевой, исполненной тихо и как бы непритязательно, подчеркнула камерность трагедии каждого из героев пира. А «Гимн чуме», исполняемый Председателем - С. Пантющевым, возвысил трагедию каждого до вселенского масштаба. Актер исполнил «Гимн чуме» как личное публицистическое высказывание, наполненное заразительной духовной энергией. И в какой-то момент мы услышали в ней вызов другой, не менее страшной чуме, которая может трактоваться как страх, сломленность духа, покорность судьбе в атмосфере «ужасного века, ужасных сердец».

Финал спектакля по-пушкински открыт и многозначен. Мефистофель - М. Тихонов вновь начинает свой сатанинский бал, но дирижерскую палочку у него берет в свои руки Председатель. Вместе с ней он выходит из «чертова пространства» на авансцену к зрителям, вглядываясь в нас, тех, кто как и он, находится «у бездны мрачной на краю», может быть, сам того еще не зная...

Спектакль «Муха-Цокотуха» поставил режиссер А. Орлов. Текст Корнея Чуковского был взят целиком, к нему еще прибавлен (с разной степенью совершенства) текст от театра. Спектакль в программке был заявлен как музыкальная сказка, и музыка присутствовала активно, но иллюстративно. Был найден интересный прием, когда на сцену в начале спектакля выходили актеры в роли музыкальных инструментов - Барабана, Трубы, Скрипки, Флейты, Гармони, и зрители слышали сначала отдельное звучание каждого инструмента, а потом оркестровую музыку.

Спектакль получился многолюдный: театр отразил гостеприимство Мухи в списке действующих лиц числом 18 человек. Все исполнители достойно представляли своих персонажей, у всех были яркие костюмы (художник-постановщик В. Пономарев), что позволило детям и родителям с радостью угадывать в каждом исполнителе того или иного литературного персонажа.

В пластическом образе спектакля привлекали некоторые элементы волшебной сказки. Например, превращение старичка-Паучка в образ многорукого злодея Паука с большими страшными глазищами. Веселую улыбку вызвало появление огромного и пузатого пританцовывающего Самовара, который удачно вписался в общую картину пира. Мы удивились превращению поначалу глухой старушки Пчелы в добрую, но хитрую бабушку. «Маленький комарик» по воле постановщиков обрел облик молодцеватого русского гренадера, а Муха предстала перед зрителями в образе прекрасной девушки с золотыми волосами. Под финал Комарик и Муха под фонограмму спели эстрадный шлягер. Публика была счастлива созерцать сказку с еще одной историей любви.

После просмотра спектаклей состоялся подробный разговор экспертов - заместителя председателя Пермского отделения СТД С.Г. Ляпустиной с артистами и главным режиссером театра. Были подведены итоги увиденного, названы положительные стороны творческой жизни театра, высказаны пожелания по дальнейшему его развитию. Отмечено, что сегодня коллектив работает в сложных условиях. Идет большой ремонт театрального здания под руководством директора театра В.Н. Эминова. Спектакли даются на выездных площадках, что создает дополнительные трудности для актеров, для сохранения образного рисунка постановок. Театр планирует вернуться в обновленное здание с новой увеличенной площадью сцены и современным техническим оснащением в будущем сезоне.

Автор: Галина Куличкина

Другие новости региона

15 января 2020
Пермский край