Владимир Афонский: Пандемия коронавируса серьезно изменила правила пассажирских перевозок

26.05.2020
В условиях сохранения рисков распространения коронавируса для сотрудников транспортной отрасли и пассажиров действую рекомендации Роспотребнадзора

Транспортная отрасль, оказавшаяся вместе с туризмом одной из наиболее пострадавших во время пандемии коронавируса сферой, постепенно начинает восстанавливаться. Однако до нормализации ситуации в целом пока далеко, и не факт, что даже спустя продолжительное время, она будет работать по старым «правилам». О будущем транспортной сферы в постпандемический период в интервью ER.RU рассказал координатор партпроекта «Единой России» «Безопасные дороги», заместитель председателя комитета Государственной Думы по транспорту и строительству Владимир Афонский.

– Коронавирус больше всего ударил по воздушными перевозкам. Сейчас эта сфера постепенно приходит в себя. Какие изменения ее ждут, к чему готовиться авиакомпаниям и пассажирам?

– На днях Роспотребнадзор обнародовал методические рекомендации для восстановления пассажирских авиаперевозок после коронавируса. В них отмечается, что аэропорт имеет высокий уровень риска с точки зрения профилактики эпидемии и борьбы с ней, если в него прибывают пассажиры, выполняются рейсы из сильно пострадавших стран/регионов (с более чем 50 тысячами подтвержденных случаев заболевания).

Пока на входах в аэровокзалы у всех будут замерять температуру, а лиц с температурой выше 37 градусов не будут пускать в здания аэровокзала федерального значения или с международными вылетами. Кроме того, на первых двух этапах в аэропортах запрещено длительное пребывание лиц (более двух часов), которые не являются пассажирами рейсов или сопровождающими. Также пока будет запрещена работа кафе и магазинов, за исключением работы на вынос и столовых для работников. Открытие предполагается только на третьем этапе снятия ограничений. На борту всем рекомендуется использование защитных масок и перчаток на всех этапах снятия ограничений. В дополнение к этому пассажиры и члены экипажа, входя на борт, должны обработать руки дезинфицирующими средствами.

Также на первом и втором этапах будут действовать ограничения на перемещение пассажиров по салону, за исключением посещения туалетов. Питание будет возможно только из герметичной упаковки или разогретое на борту. На заключительном, третьем этапе из ограничений останется только необходимость соблюдать масочный режим при выявлении на борту пассажира с повышенной температурой и симптомами инфекционного заболевания. Этапы снятия ограничений для аэропортов устанавливаются в соответствии с эпидемиологической ситуацией в регионе, для аэропортов Москвы и области — по наихудшему показателю двух субъектов РФ.

­– Как сами перевозчики восприняли новые правила?

– Наиболее негативную реакцию в российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) вызвали рекомендации Роспотребнадзора, которые касаются загрузки самолетов. Ведомство потребовало от авиакомпаний при возобновлении полетов использовать не более 50% от общего количества пассажирских мест. АЭВТ уже направила письмо министру транспорта Евгению Дитриху с просьбой поставить вопрос об отмене данного положения. В противном случае, отмечают представители отрасли, цены на билеты вырастут, а количество рейсов упадет. В Международной ассоциации воздушного транспорта тоже уверены, что при такой загрузке самолета средняя цена перелета может подняться на 43-54%. И министр транспорта выступил резко против, указывая, что необходимый уровень рентабельности для авиакомпаний достижим при загрузке не менее, чем на 72-75%. Считаю, что сейчас очень важно выработать такие решения, которые будут обеспечивать как безопасность пассажиров, так и соблюдать интересы перевозчиков.

– Как будет обеспечиваться антивирусная безопасность на вокзалах и в вагонах поездов, ведь состав может находиться в пути несколько дней, пассажиры постоянно садятся и сходят? Как будет проводиться санитарная обработка вагонов в пути?

– Общими для воздушного, водного и автомобильного транспорта являются такие требования, как обязательный контроль температуры сотрудников и пассажиров, обеспечение их масками, перчатками, антисептиками, соблюдение социальной дистанции, дезинфекция оборудования. Кроме того, при проезде по железной дороге ношение масок и перчаток обязательно не только в поездах, но и на вокзалах, станциях, в кассах, вестибюлях, пешеходных переходах, на платформах и других объектах железнодорожного транспорта.

Требования предусматривают, что санитарная обработка пассажирского подвижного состава проводится с использованием дезинфицирующих препаратов не менее четырех раз в сутки, вокзальных помещений не менее пяти раз в сутки, влажная уборка вокзальных санузлов – каждый час. Дезинфекции должны подвергаться все внутренние поверхности вагонов, включая сиденья, окна, поручни, багажные полки, тамбуры, двери и туалетные комнаты. Контактные места в вагонах обрабатываются антисептиками и в пути следования.

В залах ожидания железнодорожных вокзалов не менее трех раз в сутки должна проводиться влажная уборка. Каждые два часа обрабатываются дверные ручки, стойки билетных касс, торговые автоматы и банковские терминалы. Полная дезинфекция помещений вокзала производится один раз в месяц с привлечением специализированной организации.

Пассажиры также будут вынуждены придерживаться новых требований, вызванных пандемией. Рассадка в поездах пока будет осуществляться по схеме, которая позволяет соблюдать необходимую социальную дистанцию в купейных и плацкартных вагонах, а также в вагонах с местами для сидения. На вокзалах уже появляются терминалы для продажи масок и перчаток, их также можно купить прямо в билетных кассах. В ближайшее время продолжится и измерение температуры на входе в вокзальные помещения.

Отдельно нужно сказать о метро. На сегодняшний день с момента объявления пандемии обработка вагонов метро проводится два раза в день горячим паром и раствором, который рекомендован Роспотребнадзором. В пассажирской зоне происходит дезинфекция всех мест, где возможно касание пассажиров, каждые 1,5-2 часа. То есть частота обработки пассажирской зоны увеличена в 12-15 раз.

В течение мая-июня на станциях метро в Москве, МЦК и МЦД и других пригородных платформах будет установлено 2450 санитайзеров. С 12 мая проезд в метро возможен только в масках и перчатках.

– Автобусы, маршрутные и обычные такси после снятия ограничений: какие изменения в правилах перевозки можно ожидать по итогам пандемии?

– Для автомобильного транспорта также актуальны рекомендации Роспотребнадзора в условиях сохранения рисков распространения COVID-19 от 18 мая 2020 года. Общими являются такие требования, как обязательный контроль температуры сотрудников и пассажиров, обеспечение их масками, перчатками, антисептиками, соблюдение социальной дистанции, дезинфекция оборудования. В дезинфекцию общественного транспорта включены: влажная уборка салонов автобусов большой вместимости и маршруток, которая проводится ежедневно после окончания смены. Также антисептиками дополнительно на конечных остановках протираются ручки, двери, поручни, спинки сидений и т. д., а также проветривание салона автобуса.

В работе водителей общественного транспорта тоже произошли некоторые изменения: помимо предрейсового медицинского осмотра, где измеряется давление, теперь проводится более тщательный осмотр: если у сотрудника транспортной компании есть хотя бы малейшие признаки ОРВИ, то его не допускают к управлению. Общественный транспорт дезинфицируют с применением специальных хлорсодержащих растворов, протирают поручни и сиденья. Работы инспектируют сотрудники Минтранса, они же проверяют наличие масок и перчаток.

Такси во время пандемии стало очень популярным видом транспорта. Такси во время неблагоприятной эпидемической ситуации выбирает каждый восьмой житель страны. Сегодня в регионах уже работают пункты санитарной обработки общественного транспорта, и есть возможность контролировать процесс дезинфекции машин, в частности убеждаться, что используются средства, которые рекомендованы Роспотребнадзором (это щелочные средства, спиртовые и хлорсодержащие, перекись водорода).