Владимир Бурматов: Федеральная схема обращения с отходами нуждается в серьезной доработке

10.06.2020
Документ должен стать инструментом стратегического планирования и управления системой обращения отходами в России

Представленная Российским экологическим оператором редакция федеральной схемы обращения с отходами на данный момент является просто суммой региональных схем, а не логистической картой взаимодействия между субъектами по перемещению между ними отходов, как было задумано изначально, поэтому ее необходимо доработать. Об этом заявил председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды, федеральный координатор партийного проекта «Единой России» «Чистая страна» Владимир Бурматов в ходе заседания комитета, на котором впервые состоялась публичная демонстрация разработанной по поручению Правительства федеральной схемы обращения с отходами.

По словам парламентария, комитет заранее ознакомился с подготовленным документом и пришел к выводу, что это «просто компиляция, набор разрозненных и никого не устраивающих территориальных схем регионов». «Нам непонятен такой подход, поскольку это должен быть инструмент стратегического планирования и управления системой обращения отходами в России», - заявил он.

К территориальным схемам (в которых должны быть указаны все потоки отходов от мест сбора до захоронения или утилизации, а также планы по строительству новой «мусорной» инфраструктуры, - прим. ред.), в свою очередь, у депутатов также множество претензий, отметил Бурматов. 

«Там нет ни раздельного сбора, ни переработки. Они были приняты фактически без учета мнения людей, без общественного обсуждения и публичных слушаний. Когда в Архангельской области выдают около тысячи замечаний, при этом учитывается одно», - сказал парламентарий. Он добавил, что, по данным комитета, регионы потратили на разработку этих «оставляющих желать лучшего» территориальных схем около 1 млрд рублей, с учетом того, что «переписываются они не в первый раз».

По итогам анализа федеральной схемы думский комитет сделал вывод, что ряд системных проблем отрасли она не решает. «Например, в девяти регионах в течение этого года действующих мощностей по захоронению отходов явно не хватит. Это Магаданская область, Бурятия, Забайкалье, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Краснодарский край, Кабардино-Балкария, Камчатский край, Омская область. Если посмотреть Магаданскую область, мы видим, что в ближайшие два годы строительство объектов утилизации там не предусмотрено. Но в этих регионах может произойти мусорный коллапс. Об этом говорит Счетная палата, об этом говорят данные нашего комитета. Хотелось бы понять, как федеральная схема решает эти проблемы, так как мы договаривались, что это будет документ, который предусмотрит в том числе межсубъектовую логистику», - заявил Бурматов.

В 51 регионе, продолжил он, депутаты отмечают несбалансированность мощностей объектов инфраструктуры и объема образования ТКО. «Из 870 планируемых к строительству объектов 80% - это новые полигоны захоронения и объекты сортировки, а объекты утилизации – всего 8%», - указал координатора партпроекта.

В 40% регионов, по мнению комитета, к 2024 году не будут достигнуты показатели по уровню обработки и утилизации, установленные нацпроектом. Не оптимизированы потоки отходов, а значит, и величина тарифа не будет снижена. Особенно остро проблема стоит в северных регионах.

«В сентябре мы заслушаем повторно руководство РЭО, чтобы посмотреть, как учтены наши замечания. И только в этом случае можно документ утверждать и по нему работать», - подчеркнул Владимир Бурматов.