Система мониторинга и контроля за устранением аварий на объектах ЖКХ - что это такое и зачем она нужна? Разъясняет Александр Козлов

20.07.2020
Система начала работать с 1 июля в шести пилотных регионах страны

Теперь следить за показателями аварийности объектов коммунальной инфраструктуры будут в цифровом формате. Создание единой платформы поможет четче отражать все происшествия на объектах коммунального хозяйства, чтобы оперативно реагировать, подключая к решению проблемы необходимые ресурсы. Об этом ER.RU рассказал координатор партпроекта «Единой России» «Школа грамотного потребителя», депутат Московской городской Думы Александр Козлов.

 «Цифровизация во всех сферах - естественная тенденция последних лет. И отрасль ЖКХ, конечно, не может и не должна оставаться в стороне.  Цифровизация многие процессы упрощает, позволяет оперативно реагировать на различные сбои и коллапсы, моделировать вариант решения проблемы. Создание системы мониторинга аварий и инцидентов в жилищно-коммунальном хозяйстве идет как раз в этом ключе. У нас уже несколько лет развивается ГИС ЖКХ, так что платформа для таких процессов есть», - сказал единоросс.

Суть работы новой системы состоит в том, что информация обо всех ЧП в сфере ЖКХ заносится в специальную информационную систему по единому стандарту. Полученные данные будут поступать в единый ситуационный центр Минстроя. Это позволит более точно анализировать текущее состояние систем и своевременно выявлять те объекты, которые находятся в критичном состоянии, а также отслеживать динамику аварийности и контролировать устранение неполадок. В рамках работы системы предусматривается постоянный мониторинг данных об отопительном сезоне, в том числе фиксирование отклонений фактических дат от графика и причины несоблюдения сроков.

«Данный мониторинг остро необходим. Мы давно говорим о том, что у нас огромный износ коммунальных сетей - порядка 60%. Но нет четкой картины обо всех сетях, и с мест ее порой также трудно получить. В будущем у нас сформируется представление обо всем, практически о каждой трубе и ее состоянии», - отметил Александр Козлов.

По его словам, создание такой системы «ставит перед нами еще одну большую задачу, которую мы уже начали выполнять, но надо продвигать ее гораздо интенсивнее» - это развитие кадровой политики. 

«Для оперативного и качественного устранения аварий, для модернизации коммунальных сетей нужны профессионалы. И они должны быть в каждом регионе. Нам важно и нужно продвигать рабочие профессии, они и в связи с цифровизацией, и в силу реальной нехватки становятся востребованнее, интереснее, в финансовом плане оплачиваются зачастую лучше. Нам нужны высококлассные специалисты. В рамках СПК ЖКХ (Совет по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, возглавляемый Александром Козловым – прим. ред.) мы прорабатываем этот вопрос: о том, как привлечь молодых и инициативных, рукастых и сообразительных в нашу сферу», - отметил депутат.

Кадровому вопросу посвящена отдельная глава в проекте Стратегии отрасли ЖКХ до 2035 года, напомнил координатор партпроекта. «Мы должны вместе - представители власти, бизнеса, работодателей, образовательного сообщества, профсоюзов объединиться по этому важнейшему пункту, чтобы не получилось так, что система мониторинга аварий есть, а устранять их будет некому. И нам, действительно, удалось здесь добиться результатов: во многих ВУЗах, колледжах открываются профильные специальности. В некоторых местах в колледжи уже очень большой конкурс», - добавил единоросс.

Не менее важно повышать и квалификацию тех сотрудников, которые уже работают. «Все должны идти в ногу со временем», - подчеркнул Александр Козлов.

Напомним, ранее Минстрой утвердил методические рекомендации о порядке мониторинга и контроля устранения аварий и инцидентов. Их применение, в том числе, позволит обеспечить единый унифицированный подход к классификации происшествий на объектах ЖКХ. По словам замминистра строительства и ЖКХ Максима Егорова, сейчас в регионах подход к определению того, что является аварией, а что простым технологическим сбоем, различается, из-за этого в ведомстве не всегда получают корректные данные по аварийности.

Аварией может считаться, к примеру, прекращение горячего водоснабжения на период более 8 часов; снижение температуры теплоносителя в отопительный сезон на 30% и более по сравнению с графиком; разрушение или повреждение сетей холодного водоснабжения, которое привело к прекращению водоснабжения от 8 часов, существенному снижению качества питьевой воды.